I.
10 причин отдать ребенка в детскую школу искусств
Автор:Кирнарская Дина Константиновна
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда — английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
- Играть — это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
- Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка — это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
- Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров!Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
- Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка; потом младший — словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
- Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
- Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное — понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера — обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
- Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline — срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
- И, наконец, музыка — наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье;
— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Музыка стимулирует работу мозга.
В восприятии музыки задействованы оба полушария головного мозга, и что особо важно, происходит их интеграция, то есть взаимодействие. Почему это так важно? У каждого полушария своя задача. Так левое полушарие отвечает за речь, распознавание букв и слов, контроль за осознанными движениями, запоминание слов и фраз, а правое, за зрительное и слуховое восприятие, контроль за автоматизированными движениями, запоминание картин, образов, музыки, запахов. Получается, что у школьника, усиленно занимающегося письмом, чтением, счётом, работает в основном правое полушарие головного мозга, что для ребёнка, в силу возрастных особенностей, не очень-то хорошо. Именно музыка помогает сохранить равновесие и делает работу полушарий гармоничной.
Такие важные процессы как восприятие и распознавание информации, мышление и, в результате всего этого, принятие решений возможно только из-за взаимодействия наших двух полушарий. А музыкальная деятельность помогает формированию быстрого обмена информацией или, как выше сказано интеграции, этих полушарий. Думаю теперь понятно, почему музыка влияет на интеллект. Для справки — Альберт Эйнштейн играл на скрипке!
На музыкальных занятиях основной целью ставится развитие слуха. Петь и играть «чисто» это здорово. Но есть ещё одна причина уделить этому внимание. Учёными доказано, что развитие одного органа чувств, благотворно влияет на все остальные. Так улучшая слух, мы можем повлиять на речь и зрительное восприятие. И, конечно, помогаем развитию чувствительности ребёнка в целом, что приводит к выявлению у него ещё больших творческих способностей.
Музыка помогает улучшить внимание. Всем понятно, что у ребёнка, в силу возрастных особенностей, преобладает непроизвольное внимание. Ему трудно сосредоточится на чём-то одном. Занятия музыкой, особенно регулярные, помогут тренировать внимание, научат сосредоточенности, и что очень важно для дальнейшего обучения и работы, разовьют способность к самоконтролю. Это происходит всё из-за той же, описанной выше, синхронизации полушарий головного мозга. Исследования показали, что мозолистое тело, соединяющее половинки мозга, у музыкантов развито лучше, чем у простых людей.
Музыка помогает в формировании личности.
Музыкальная деятельность научит работать в коллективе (хоровая деятельность, оркестр, ансамбль) и в то же время укрепит самооценку и разовьёт лидерские качества — кто не хочет стать солистом? Это в большей мере относится к ученикам музыкальных школ. Детки помладше в основном занимаются подвижными музыкальными играми, которые способствуют физическому развитию, формируют навыки общения, развивают музыкальные способности и просто учат любить музыку!
Зачем учить хореографию?
Уверена, во время домашних тренировок вы, пытаясь или вспомнить движения, выученные на занятии, или поработать над переходами, или определить, какие движения идут с той музыкой, что звучит из динамиков — так вот, вы не раз замечали, что все, что так легко давалось в классе, теперь какое-то непонятное и совершенно невспоминаемое.
Иногда нужен какой-то прием, с помощью которого мы бы легче вспоминали то, что выучили — и, таким образом, быстрее бы учились.
В три-четыре года большинство детей учат алфавит. И не одну букву за раз, а по нескольку букв. А, б, в, г, д, е, ё, ж… Есть даже песенки, в которых буквы алфавита последовательно нанизаны на мелодию. Такое нанизывание — не только полезный педагогический прием, но и эффективный метод вспоминания (кто из нас не прокручивал в уме таблицу умножения, чтобы вспомнить, сколько это — семью восемь?) Последовательность элементов вспоминается легче, чем один элемент. Предположим, у вас есть несколько любимых песен, и вы знаете их тексты. Но разве не бывает трудновато вспомнить слова без того, чтобы вспомнить мелодию? Или наоборот? Единство музыки и слов позволяет вам легче вспомнить фрагмент мелодии или текста.
Точно так же и в танце. Один из самых действенных инструментов запоминания и вспоминания — это хореография. Хореография делает педагогический процесс эффективнее, потому что серии движений запоминаются легче, чем движения по отдельности. В танце алфавитом служат движения, словами — связки движений, предложениями — серии движений под музыку; серии движений под музыку, разделенные на группы, представляют собой параграфы, а целая постановка — это уже настоящий рассказ!
Хорошая постановка может служить хранилищем обширнейшей информации, полезной в нескольких областях танцевального обучения: преподавание, тренировки, ссылки, примеры, и так далее. Для новичков хореография — это каталог движений, пользуясь которым, можно составлять танцы.
Хореография представляет собой комбинации движений (например, руки вниз, руки вверх, колено вперед, повернуться), встроенные в структуру серии комбинаций, или паттерна (комбинация на левую сторону + комбинация на правую сторону + комбинация по центру). Паттерны могут сочетаться друг с другом различными способами, что позволяет танцору обогащать свой танцевальный словарь. Эта возможность особенно полезна для новичков, которые обычно еще не умеют составлять комбинации из движений, но хотят тренировать их. Работая с паттернами, новичок добавляет в свой словарь и движения и комбинации.
В хорошей постановке комбинации движений связаны друг с другом естественными, незамысловатыми переходами. Когда такие комбинации практикуются, тело знакомится с натуральным, неискусственным потоком движений, комбинаций, между которыми нет никаких причудливых, сложных для усвоения связей. Если комбинации из хорошей постановки тренируются довольно часто, они укореняются в памяти тела настолько, что в случае необходимости использовать уже в собственной постановке тот или иной переход вы сможете сделать это с легкостью, присущей переходам уже изученной постановки. Кроме того, постановки, как правило, составляются из нескольких слоев, нескольких движений в один момент времени, и это позволяет вам, изучая хореографию, продвигаться в танцевальном обучении вверх по шкале сложности.
Разумеется, ничто из этого не должно делаться в тишине. Все изучается под музыку. Когда вы тренируете постановки, вы слышите одну и ту же мелодию. Через какое-то время вы уже умеете обнаруживать в музыке знаки, символизирующие начало того или иного движения, и научаетесь синхронизировать свои действия с темпом и ритмом композиции. Изучая постановку далее, вы получаете возможность исполнять уже целые паттерны движений под музыкальные паттерны мелодии. Чем больше вы повторяете танец, тем яснее начинаете воспринимать сигналы музыки, дающие вам команду к исполнению конкретного движения. Настает момент, когда вы уже танцуете постановку безупречно. Теперь прибавьте танцу выразительности. Вот вам и интерпретация музыки!
Большинство постановок исполняются не на одном месте и включают в себя движения, которыми вы передвигаетесь в горизонтальном пространстве танца. Как только вы запоминаете постановку и научаетесь танцевать ее без усилий вспоминания, начинайте думать о зрителях. Какими движениями уместнее перемещаться по сцене/среди зрителей? Развивать навык сценического присутствия можно, визуализируя различные типы аудитории, для которой вы танцуете. Когда-нибудь вы проделаете это с собственной постановкой, если уже не танцуете настолько хорошо, что можете хорошо сочинять.
Изучение постановок под разные стили музыки — замечательный способ понять, какие движения подходят тому или иному стилю. Если вы начинающий танцор, позднее вам пригодится это понимание при создании собственных танцев или импровизации: вы всегда сможете вернуться к тем знаниям соответствия, которые уже получили, работая с чужими постановками. Конечно, чем лучше постановка, тем больше полезного можно из нее извлечь, поэтому тренируйтесь только с постановками тех хореографов, которых уважаете и считаете достойными творцами. Когда хореография действительно хорошо составлена, при ее изучении и исполнении вам кажется, будто она интерпретирует музыку лучше прочих, и это, кстати, тоже облегчает запоминание.
Сможете ли вы научиться танцевать без изучения постановок? Конечно, сможете. Но дело пойдет быстрее, если вы воспользуетесь каким-нибудь приемчиком. Хореография — один из них, очень полезный и эффективный!
7 причин отдать ребенка на танцы
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровой и разносторонне развитой личностью. Именно поэтому, не успеет кроха начать ходить, а молодые мама и папа уже вовсю обсуждают в какие кружки и секции нужно будет записаться.
Понятно, что для мальчика выбор в основном делает отец, а для девочки мать. Также логично, что некоторые секции традиционно считаются девчачьими или мальчишескими. Мало кто отдаст свою малышку с трех лет в бокс, а папа наврятли разрешит учить пацана вышиванию.
Однако, при этом, есть занятия, которые одинаково полезны и привлекательны для детей обоих полов. И одно из таких хобби — это танцы.
Зачем ребенка учить танцам?
- Польза для здоровья малыша.
Медицинские специалисты отмечают, что во время занятий танцами, тренируются такие важные органы как сердце, кровеносно-сосудистая система, многие мышцы и суставы. Причем нагрузки могут быть самыми оптимальными, так как выбрать можно любой танец. В тоже время практически нулевая травматичность на занятиях танцем позволяет отдать ребенка в самом раннем возрасте.
- Правильная осанка.
Современные люди огромное количество времени проводят в душных помещениях, согнувшись над компьютерами. При этом появляются самые разные проблемы с позвоночником. Танцы помогут сформировать у ребенка правильную осанку, послужат для профилактики заболеваний связанных с позвоночником.
- Красивая походка.
На улице многие сразу замечают людей, которые умеют правильно и красиво ходить. А ведь этому можно научиться, причем как раз на занятиях танцами.
- Новые знакомства.
Ребенок не должен жить в изолированном обществе, ему постоянно нужно общение. Однако круг общения в детском саду или школе может не меняться годами, друзья по двору так же одни и те же. А вот увлечение интересными занятиями, к которым относится и обучение танцам, помогут получить новые знакомства, новые возможности для общения.
- Психологическое раскрепощение ребенка.
Не секрет, что танцы предполагают свободу, причем Свободу с большой буквы. Это постоянное общение, раскрепощение, новые движения и, наконец, выступления на сцене перед зрителями. Все это помогает ребенку стать более открытым, готовым к новым знакомствам, делает его гораздо более раскрепощенным.
- Чувство ритма и музыкальность.
Регулярные занятия учат ребенка слушать музыку, разбираться в ней. В кругу друзей он всегда сможет похвастаться знаниями музыкальных произведений. Кроме того, развившееся чувство ритма поможет танцевать на любом празднике, под любую музыку.
- Изменение внешности.
Занятия танцами учат детей хорошо выглядеть, приучают следить за собой. Благодаря этому ребенок всю жизнь будет подтянутым и аккуратным, а ведь это очень немаловажный фактор в общении с людьми.
Зачем ребенку рисовать?
Занятие рисованием, если у ребёнка нет таланта, это пустая трата времени?
Или даже если ребёнок не станет художником, рисование принесёт ему большую пользу?
Давайте поразмышляем на эту тему.
Многие педагоги убеждены, что рисование должно предшествовать письму. Замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку, рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление.
«Рисуют головой, а не руками». Современные психологи утверждают, что, выполняя тонкую работу, можно развивать мозг. К тому же у ребёнка, который много рисует, совершенствуются образное мышление и память, воспитывается вкус, чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать, сравнивать, чувствовать, а это необходимо всем людям, и развивать эти качества желательно с детского возраста. У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребёнок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.
Советы родителям.
Уже с годовалого возраста важно учить детей рисовать. Если вы берете для этого краски, лучше всего расположиться на полу, расстелив большой лист ватмана и подложив под него и вокруг него газеты, чтобы не испачкать пол. На газеты поставьте баночки с красками. Пусть их будет немного — всего 2-3, но они должны быть полностью готовы к употреблению. Обычно выбирают акварель или гуашь, которые предварительно разводят водой.
Продемонстрируйте малышу краски: вот красная, желтая, зеленая, а потом возьмите большую и пушистую кисточку и проведите линию либо же поставьте жирную точку. Ребенку непременно захочется повторить то же самое, ведь у него на глазах произошло чудо. Не мешайте ему, — пусть сделает сам, как умеет.
Если ребенок сговорчивый, попробуйте показать ему, как надо поступать: вложите в его ручку кисточку, а своей рукой помогите ему сделать незамысловатый узор — такой, какой он легко повторит. Учить рисовать домики и человечков в этом возрасте не стоит, а вот в 2 года уже можно попробовать. Когда ребенку исполнится 3 годика, рисование станет для него естественной потребностью, помогающей раскрыть свой внутренний мир и обогатить его, а также выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции. Кроме того, научившись держать кисточку, он прекрасно разовьет свои пальчики, а это хорошая подготовка к развитию речи и будущему письму.
Рисовать можно не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами, а также пастелью и восковыми мелками.
Возьмите один мелок, дайте его малышу, а второй такой же пусть будет у вас, и покажите, как получаются линии и всякие каляки-маляки. Ребенок захочет попробовать и начнет подражать вам. Малышу захочется удержать мелок, и он постарается взять его правильно — тремя пальчиками, а это уже первые навыки будущего письма. Чем раньше вы приобщите ребенка к рисованию, тем раньше он научится рисовать. Вскоре он захочет усовершенствовать свои узоры. И тут вы помогите ему увидеть в них знакомые очертания: «Смотри, ты нарисовал собачку!» Немного подправьте и обведите его каракули так, чтобы он ясно увидел изображение животного. А потом нарисуйте собачку еще раз. Смотрите, вот он уже пробует сделать это сам.
Настойчивый малыш не поленится заниматься изо дня в день, и вскоре вы сможете повесить на стену его первый рисунок. Будет ли это собачка или птичка — зависит от вас, так же как от вас зависит, каким вырастет малыш. Время, проведенное с ребенком, не окажется напрасным и послужит тому, что он станет яркой, интересной личностью.
Обязательно комментируйте нарисованное вместе с ребенком: что это такое или кто такой, какой цвет используется, какая линия получилась.
Если вы изобразите круг, он попробует нарисовать такой же. И вдруг у него получится прекрасная фигура; тогда и вашему восторгу не будет предела, а малыш почувствует себя героем. Это очень важно — хвалить ребенка. Поощрение словом — большой стимул для творчества и реализации способностей.
Если ваш ребёнок очень стеснителен, предложите ему порисовать акварельными красками широкой кистью на большом листе бумаги. Пусть он поиграет сочетанием цвета, поэкспериментирует, попробует создать необычные оттенки. Это поможет ему приобрести чувство раскованности и свободы.
-Если ребёнок слишком подвижный, купите ему карандаши, краски, кисти. Может быть, сначала непоседа угомониться всего лишь на несколько минут, но желание закончить своё произведение скорее всего пересилит, и он вернётся к рисунку. Рисование приучает к собранности, усидчивости, трудолюбию.
Изображая окружающий, мир ребёнок всегда передаёт своё отношение к нему, те чувства, которые владеют им в настоящий момент. Это ценно само по себе, а, кроме того, позволяет родителям проникнуть во внутренний мир ребёнка и, если требуется, помочь своему малышу. Психологи считают: если в работах ребёнка в какой-то период стали преобладать чёрные, коричневые и серые цвета, надо обратить внимание на его здоровье и внутренние состояние. Велика вероятность, что он переживает душевный кризис или неважно чувствует себя. Если ребёнок огорчён или подавлен, он может выразить своё настроение на бумаге, а потом перечеркнуть или даже порвать рисунок. По мнению психологов, это нормальная реакция. То, что угнетало ребёнка, вылилось на бумагу и, уничтожая свой рисунок, он освобождается от негативных эмоций. Психологи советуют иногда проделывать такие действия сознательно: предложить расстроенному ребёнку изобразить на бумаге всё, что ему не нравится, а потом порвать рисунок на мелкие кусочки и выбросить. А после этого попросите его нарисовать что-нибудь радостное.
Со временем ребёнок, увлечённый рисованием, наверняка захочет увидеть картины настоящих художников. Проведите его в музей, но учтите: экскурсия должна быть недолгой — не больше 40 минут. Лучше посмотреть меньше картин, но как следует: обратить внимание ребёнка на интересные детали, рассказать ему о картине или о художнике. Как только заметите, что ребёнок устал, дайте ему возможность отдохнуть. Усталость опасна, она может убить интерес. А ваша задача — сделать интерес к искусству естественной потребностью ребёнка.
II.
Требования к уровню творческих способностей и физическим данным.
Система оценок, применяемых при проведении отбора детей.
- Поступающие на дополнительные предпрофессиональные программы:
«Фортепиано»,
«Струнные инструменты»,
«Народные инструменты»
отбираются в ходе прослушивания с целью выявления творческих способностей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти) и определенных физических данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для этого проводится:
- проверка музыкального слуха и голоса (исполнение ребенком знакомой песенки, интонирование определенных звуков, определение на слух количества прозвучавших звуков и т.д.);
- проверка чувства ритма (простукивание или прохлопывание ритмических фигур, предложенных преподавателем);
- проверка музыкальной памяти (точное повторение ребенком пропетой преподавателем небольшой и несложной песенки, попевки, чистое интонирование и точное ритмическое её воспроизведение).
- Поступающие на дополнительную предпрофессиональную программу«Хореографическое творчество» отбираются по результатам проверки физических данных и чувства ритма. Для этого проводится:
- проверка выворотности стопы, колен и бедер; гибкости; подъема; шага; прыжка;
- проверка чувства ритма (простукивание или прохлопывание ритмических фигур, предложенных преподавателем.
- Поступающие на дополнительную предпрофессиональную программу«Живопись»представляют свои рисунки (творческое задание), которые оцениваются по следующим критериям: гармоническое сочетание цветов, композиционное чувство (освоение листа), навыки работы с художественными материалами. В устной беседе выявляется, уровень развития творческих способностей.
- Поступление на дополнительные общеразвивающие программы по подготовке детей к обучению:
«Раннее эстетическое развитие» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
«Раннее хореографическое развитие» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
«Раннее художественное развитие» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
«Обучение на музыкальном инструменте» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
«Черчение» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
«Декоративно-прикладное искусство» — предусматривает собеседование с ребенком и родителями.
5.Оценка результатов: члены отборочной комиссии выставляют общую оценку по критериям по 5-ти бальной шкале.