Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.
Проходя курс народно-сценического танца, обучающиеся овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, развивают готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечётка, украинский гопак или занимательная итальянская тарантелла.
Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца.
Предмет рассчитан на 5 лет обучения.
1-й год обучения – 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу.
2-ой,3-й, 4-й, 5-й год обучения – 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа.
Возраст детей – 9-14 лет.
1-й год обучения – 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу.
2-ой,3-й, 4-й, 5-й год обучения – 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа.
Возраст детей – 9-14 лет.
Формы контроля: открытые уроки к концу учебного года. Экзамены предусмотрены после 3-его и 5-ого года обучения.
По окончании изучения курса народно-сценического танца обучающийся должен знать национальные особенности тех танцев, которые изучаются, уметь рассказать о народных обрядах, традициях, жизни и истории своего народа.
Поскольку велика роль народно-сценического танца в эстетическом развитии учащихся, в приобщении их к богатству танцевального и музыкального народного творчества, считаю, что те часы, отведённые на эту дисциплину недостаточны. Надо учитывать, что народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара детского хореографического ансамбля, народные танцы составляют его основу.
По окончании изучения курса народно-сценического танца обучающийся должен знать национальные особенности тех танцев, которые изучаются, уметь рассказать о народных обрядах, традициях, жизни и истории своего народа.
Поскольку велика роль народно-сценического танца в эстетическом развитии учащихся, в приобщении их к богатству танцевального и музыкального народного творчества, считаю, что те часы, отведённые на эту дисциплину недостаточны. Надо учитывать, что народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара детского хореографического ансамбля, народные танцы составляют его основу.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
1 год обучения
Задачи первого года обучения многообразны:
— знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов народного танца, освоение этих элементов на «середине»
— развитие координации движений
— освоение плана зала
— движение в различных ракурсах и рисунках
— навыки ансамблевого исполнения
— культура общения с партнером.
Задачи первого года обучения многообразны:
— знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов народного танца, освоение этих элементов на «середине»
— развитие координации движений
— освоение плана зала
— движение в различных ракурсах и рисунках
— навыки ансамблевого исполнения
— культура общения с партнером.
Программа первого года обучения народно-сценическому танцу не предусматривает прохождение танцевальных элементов у станка.
Позиции ног, положение рук, корпуса, головы в народном танце.
Элементы русского народного танца:
• поклоны, ходы шаги и проходки
• «верёвочки»
• дробные выстукивания
• вращения на месте и с продвижением
• учебная комбинация
Элементы белорусского танца «Крыжачок» 4/4
• положения рук в парном танце
• подскоки, притопы,
• вращения в паре
• учебная комбинация
Подготовка репертуара
• положения рук в парном танце
• подскоки, притопы,
• вращения в паре
• учебная комбинация
Подготовка репертуара
2 год обучения
Особенностью второго года обучения является изучение элементов народного танца у станка. Урок народного танца у станка выстраивается не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Сначала движение разучивается лицом к станку, затем только исполняется, держась одной рукой за палку. Урок включает в себя 7-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими ; упражнение на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах.
Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к верёвочке, раскрывания ноги на 90 , большие броски.
На втором году обучения продолжают изучаться элементы русского, белорусского танцев, вводятся элементы итальянского танца или того танца, которой разучивается как концертный.
На втором году обучения продолжают изучаться элементы русского, белорусского танцев, вводятся элементы итальянского танца или того танца, которой разучивается как концертный.
Упражнения у станка:
• приседания
• упражнения на развитие подвижности стопы
• маленькие броски
• подготовка к «верёвочке»
• раскрывания ноги на 90
• большие броски
• приседания
• упражнения на развитие подвижности стопы
• маленькие броски
• подготовка к «верёвочке»
• раскрывания ноги на 90
• большие броски
Элементы русского танца:
• шаги, проходки, маталочки
• вращение на месте и с продвижением
• учебная комбинация
• шаги, проходки, маталочки
• вращение на месте и с продвижением
• учебная комбинация
Элементы танцев прибалтийских республик:
• положения рук, шаги, подскоки, перескоки
• прыжки по позициям на месте и с продвижением
• учебная комбинация
• положения рук, шаги, подскоки, перескоки
• прыжки по позициям на месте и с продвижением
• учебная комбинация
Элементы итальянского танца «Тарантелла»: 6/8
• движения рук с тамбурином
• бег (pas emboites) на месте и с продвижением
• перескоки с ноги на ногу, вращения
учебная комбинация
Подготовка репертуара
• движения рук с тамбурином
• бег (pas emboites) на месте и с продвижением
• перескоки с ноги на ногу, вращения
учебная комбинация
Подготовка репертуара
3 год обучения
Третий год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов у станка: вводятся упражнения с работой опорной ноги. В связи с этим включается в работу группы других мышц, чем в классике, и у суставов коленного и голеностопного увеличивается объём физической нагрузки. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса. Начинается изучение элементов украинского танца.
Упражнения у станка
• batt. tendu с работой опорной ноги
• флики
• подготовка к верёвочке
• каблучные движения
• batt. tendu с работой опорной ноги
• флики
• подготовка к верёвочке
• каблучные движения
Элементы русского танца:
верёвочка
ключ двойной
«моталочка»
вращения
верёвочка
ключ двойной
«моталочка»
вращения
Элементы украинского танца:
• положения рук
• верёвочка
• «бигунец», «голубец»
• учебная комбинация
Подготовка репертуара
• положения рук
• верёвочка
• «бигунец», «голубец»
• учебная комбинация
Подготовка репертуара
4 год обучения
На четвёртом году обучения предлагается дальнейшее изучение элементов у станка более сложных, требующих соответствующей координации. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса, различные повороты. Начинается изучение молдавского, венгерского танцев, немецкие фольклорные танцы.
Упражнения у станка
Элементы русского танца:
верёвочка двойная
фликовые комбинации
сложные дроби
верёвочка двойная
фликовые комбинации
сложные дроби
Элементы молдавского танца:
положение рук в танце
основные ходы танца «Жок»
положение рук в танце
основные ходы танца «Жок»
Элементы венгерского танца:
положение рук в танце
основные ходы танца «Чардаш»
положение рук в танце
основные ходы танца «Чардаш»
Немецкие фольклорные танцы
5 год обучения
Пятый год обучения предполагает изучение новых элементов у станка и на середине, упражнения выполняются в разных стилях: в русском, испанском, венгерском, восточном. Продолжается изучение элементов русского танца. Начинается изучение элементов танцев славянских народов: болгар, поляков и т. д. Изучается испанский танец.
Упражнения у станка и на середине
Элементы русского танца
положения рук в танце
основные ходы казачьих танцев Сибири
Элементы русского танца
положения рук в танце
основные ходы казачьих танцев Сибири
Элементы польского танца
положения рук в танце
основные ходы танцев «Мазурка»
положения рук в танце
основные ходы танцев «Мазурка»
Элементы болгарского танца
положения рук в танце
основные ходы танцев Шопской области
положения рук в танце
основные ходы танцев Шопской области
Элементы испанского танца
положения рук в танце
дробные выстукивания (сапатеадо)
работа с кастаньетами
Подготовка репертуара
положения рук в танце
дробные выстукивания (сапатеадо)
работа с кастаньетами
Подготовка репертуара