История изобразительного искусства

История изобразительного искусства

1[1]

В последние годы концепция «история искусства» все чаще сводится к категориям изобразительных искусств и архитектуре, для того чтобы отличить их от исследований в области музыковедения и исполнительских видов искусства (театра, танца, цирка), которые относятся к другим частям культурного наследия.

В соответствии с принятыми хронологическими и географическо-культурными критериями, история мирового искусства охватывает наиболее важные художественные события и страны, и имеет следующую периодизацию:

  • Доисторическое искусство (40.000 – 4.000 до н.э., культура Кукутень-Триполье);
  • Античное искусство (с. IV тысяч. до н.э.–III в.н.э., месопотамское, египетское, греческое, римское и раннехристианское);
  • Средневековое искусство (IV- XIV вв., византийское, римское и готическое);
  • Искусство в Европе (XIV – XVIII вв.) — Возрождение, маньеризм, барокко и классицизм, иконопись, стили рококо и академизм,
  • Современное искусство XIX-XX вв., которое включает такие течения как неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм и абстракционизм.

История искусства как область науки появляется в Молдавии в конце XIX-го века, инициаторами этого процесса были чиновники из канцелярии губернатора, которые в начале века производили опись культурного наследия губернии. В 1837-м, Министерство внутренних дел России направило военному и гражданскому губернатору Бессарабии официальное извещение, в котором содержалось требование к руководству губернии организовать сбор материалов относительно «древностей», находящихся на территории области. В соответствии с этим предписанием губернатор П.Фёдоров потребовал собрать информацию о монастырях, церквях, крепостях и других важных памятниках прошлого. Этот источник затем использовался большинством исследователей молдавских памятников в XIX-м — начале 20-го века. Одним из них был Н. Мурзакевич, который впервые опубликовал алфавитный указатель монастырей  Восточной Молдавии с краткими историческими сведениями о них. Эту информацию использовали, внося некоторые изменения, и более поздние составители монографий о  Молдавии: А. Защук, П. Батюшков, З. Арборе, Н. Йорга и П. Крушеван (Бессарабия, М., 1903). Больше всего публикаций было посвящено церкви Успения Божьей матери в Каушанах (XV-XVI вв.), единственному представителю церковной монументальной живописи на территории Восточной Молдавии, фрески которой были созданы иконописцами Станчулом, Войкулом и Раду (1763-1775), самому значительному памятнику архитектуры, который постоянно вызывал интерес у исследователей. Церковь фигурирует в данных, собранных военным губернатором  Бессарабии П. Фёдоровым (1837-1838), опубликованных в трудах И.Халиппы («Основные исторические данные о Бессарабии,» «Труды бессарабской губернской ученой архивной комиссии», т.2, 1902), священника И. Няги (Старинная церковь в местечке Каушанах. «Записки Императорского одесского общества истории и древностей», т.ХII Одесса, 1881), протоиерея E. Михайлевича, поэта-священника A. Матеевича, («Старинная церковь в местечке Каушанах Бендерского уезда», «Труды Бессарабского историко-археологического общества», 1918), историка В. Курдиновского и др.

Большинство исследований в данный период рассматривали церковные памятники и произведения искусства (архитектуру, иконы, иконостасы, книжные гравюры и предметы декоративного искусства) с точки зрения описательной, исторической, не отмечая явные отличительные и общие особенности произведений определённого жанра.  Информация и описание культовых зданий и других памятников Молдавии были опубликованы в журналах «Бессарабские епархиальные ведомости», «Записки Одесского общества истории и древностей» и «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества». В период между двумя мировыми войнами произошло серьёзное пополнение архива опубликованных документов относительно истории местных памятников архитектуры. Можно отметить особый вклад «Журнала Кишинёвского церковного историко-археологического общества» и «Архивы Бессарабии» , историков Николае Йорги, Штефана Чобану, Аурела Савы, Леона Боги, Константина Томеску и т.д.

История изобразительного искусства и архитектуры нового времени и современности (1900-1990), связана с появлением и формированием профессионального, светского искусства. Основные материалы касательно современного искусства  Молдавии  появляются в конце XIX-го века, в губернских периодических изданиях — «Бессарабский вестник», «Бессарабская жизнь», «Бессарабская почта»и т.д., о художественных выставках русских и украинских передвижников в Кишинёве совместно с молдавскими художниками. Сообщения на ту же тему появляются в периодической прессе и после 1903-го года, когда организовывается Бессарабское общество любителей искусства, вслед за которым появляется «Бессарабское общество изящных искусств», основанное в 1921-м году. Статьи о культурных событиях этого времени пишут О.Плэмэдялэ, Н.Костенко и А.Плэмэдялэ, перу последнего принадлежит аналитическая статья «Бессарабские художники – краткий исторический очерк», опубликованный в«Вяца Басарабией» в 1933-м году. Большинство исследований было посвящено памятникам архитектуры, некоторые из них представляли собой отдельные монографии. Так, архимандрит Гурий публикует в 1911-м «Историю Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря», в которой описывает историю строительства церквей и написания икон, заказанных в Санкт-Петербурге. В. Курдиновский пишет об армянской церкви в Килии, считая её одной из самых старых, упоминая и о некоторых иконах. Более подробные данные появляются в издании «Комиссия по историческим памятникам. Бессарабское отделение», в трёх томах ежегодника, изданных в 1924, 1928 и 1931-м годах, написанных соответственно: Шт.Чобану, Шт. Берекетом, Н. Цыганко и П. Константинеску-Яшь, Шт. Чобану (Румынская культура в Бессарабии при российской власти, 1923; Старые церкви Бессарабии.) Описание нескольких церквей, 1924; и Тигинская крепость, две последние в «Комиссии по историческим памятникам. Бессарабское отделение», 1928 описывает деревянные церкви Святых воевод в Ворниченах, Нимроенского р-на, и церковь Св. Дмитрия, основанную В. Лупу в Оргееве, Каприянский монастырь и историю Бендерской крепости. Шт. Берекет (Пять старых церквей Кишинёва, 1924; Каприянский монастырь, в «Комиссии по историческим памятникам. Бессарабское отделение», 1928) описывает старые церкви Кишинёва, среди которых Благовещенья (1810), Мазаракиевская (1752), Св. Ильи (1799, 1808) разрушенная в послевоенные годы и церкви Каприянского монастыря (Успения Божьей Матери, 1545; Св. Николая, 1840; Св. Георгия, 1905). П. Константинеску-Яшь (Деревянные церкви, в «Вяца Басарабией», №3 1923; Церковь Святого Георгия в Кишинёве,1928; Хождение старых румынских книг в Бессарабии при российской власти, т. XIX, 1929)оставил нам описание некоторых деревянных церквей и образцов народной деревенской скульптуры (троиц), остановившись более подробно на архитектуре и иконостасе церкви Св. Георгия в Кишинёве. В этот же период В. Пую предпринимает экскурс по основным монастырям Восточной Молдовы (1919), вслед за которым появляется работа Н. Цыганко. Тогда же была издана монография «Монастырь Жапка Сорокского уезда» Г. Безвикони.

П. Михайлович публикует работы, в которых описывает историю монастырей Хырбовец, Курки, церкви в сёлах Деренеу, Мелешень, Онишкань, Ногинешть и Цибирика (Оргеевский р-н), Гиличень, Балотино и Бисерикань (Бельцкий р-н) и предметы культа, принадлежащие этим церквям. Среди исторических работ, содержащих информацию о культурном наследии Восточной Молдавии, особая роль принадлежит монографии Н.Поповского «История бессарабской церкви в XIX-м веке при русских» (1931).

Исследования о средневековых иконах из Молавии появляются в конце XIX-го – начале XX-го веков. Работы историка В.Курдиновского и профессора А. Коцюбинского касающиеся армянской церкви в Четатя Албэ (сегодня Белгород-Днестровский, Украина), — которая изначально была православной, подтверждают существование там старинной иконы, созданной ранее XVI-го века, с объяснительными славянскими надписями. Практически доказан тот факт, что иконы XVI-XVII-го веков существовали в церквях, основанных Василе Лупу в Оргееве и Килии (церкви Св. Дмитрия и Св. Николая).

В 20-30-е годы XX-го столетия, исследователи Шт. Чобану, Шт. Берекет, П. Константинеску-Яшь и Н. Цыганко попытались в своих статьях, опубликованных под эгидой Комиссии по историческим памятникам (Бессарабское отделение) изучить феномен местной иконописи, составить опись произведений иконографического искусства, сохранившихся в молдавских церквях и частных коллекциях. Так, Н. Цыганко оставил нам описание икон, найденных случайно в монастыре Ругь (Рудь) при реконструкции церкви. Иконы церкви Св. Георгия в Кишинёве были изучены и описаны в 1928-м году П. Константинеску-Яшь. В работе «Археология и искусство в Бессарабии», вышедшей в 1933-м году,  тот же П. Константинеску-Яшь подробно описал обладающий художественной ценностью переносной иконостас, принадлежавший Софии Кокурато. Этот иконостас, судя по приведённым фотографиям и описанию стиля письма, скорее всего, относится к периоду до XVIII-го века, и не исключено, что он был создан на горе Афон, согласно «преданию», пересказанному владелицей.

В ежегоднике Комиссии по историческим памятникам, вышедшем в Кишинёве в 1924-м году, Шт. Чобану упоминает также о нескольких старинных иконах из церкви. Св. Николая в Измаиле, построенной в 1810-м году в русском стиле, на месте старой молдавской церкви с тем же названием. Обзорные монографии, описывающие развитие архитектуры и изобразительного искусства в Молдавии и соседних странах в средневековье были написаны известными историками искусства Г. Балш и В. Вэтэшану.

В послевоенные годы исследования в области истории искусства продолжены М. Лившицем, А. Мансуровой, Л. Чеза, и К. Родниным, которые в рамках «социалистического реализма» рассматривали эту тему в негативном ключе, искусственно разделив художников на «реалистов» и «формалистов». Только после 1985-го года появляются первые работы по реабилитации творчества молдавских деятелей изобразительного искусства, написанные Т. Ставилэ и собранные в монографиях Искусство Бессарабии в конце XIX — начале XX-го веков (1990), «Современное изобразительное искусство Бессарабии» (2000), в которых отражено пересечение искусства Молдавии с европейским искусством того времени, отмечены их общие черты и отличительные особенности местного искусства.

В это же время появляется ряд работ посвящённых современному этапу развития изобразительного искусства в Молдавской ССР, особое место среди которых принадлежит работам Н. Бахевана (1977), И. Т. Богдеско (1970, 1977), А. Васильева (1959, 1978),  И. Виеру (1975), М. Греку (1971), Л. Дубиновскому (1960,1981), К. Кобзевой (1959,1978),  В. Руссу-Чобану (1979) и другим, написанным М. Лившицем, Д. Гольцовым, Л. Чезой, Л. Тома, С. Бобернага, Л. Пуриче, К. Родниным и т.д. в 1965-м выходит в свет книга «Изобразительное искусство Молдавии», написанная А. М. Зевиным и К. Д. Родниным, а в 1967-м те же авторы совместно с Д. Гольцовым и А. Эльтманом выпускают книгу «Искусство Молдовы», расширенное издание выпуска 1965-го года. В 60-70-е годы 20-го века историк искусства К. Роднин занимался изучением истории церкви в Каушанах, и написал работу, посвящённую настенной живописи в этом храме. Затем количество статей посвящённых этому памятнику архитектуры резко возрастает, накапливаются новые исторические данные, что даёт возможность К.Чобану опубликовать в 1997 году монографию Церковь Успения Божьей Матери в Каушанах.

В 2000-м году, в связи с празднованием 2000-летия рождества Иисуса Христа, издательство «Арк» публикует альбом-монографию «Старинные иконы из бессарабских коллекций» (Т. Ставилэ, К. Чобану)

Особое место занимает появление книги серии «Бессарабские мастера 20-го века»,издательства «Арк», в которую вошли 14 монографий-альбомов, посвящённых самым видным представителям национального искусства прошлого века: Н. Арборе, А. Баллиеру, Л. Дубиновскому, М. Греку, Л. Григоращенко, Т. Киряков, E. Малешевской, М. Петрашку, А. Плэмэдялэ, В. Русу-Чобану, А. Сырбу, И. Виеру, П. Шилинговскому и С. Чоколову, написанных Г. Вида, И. Власиу, К. Чобану, Т. Ставилэ, Е. Барбас, И. Калашников, Т. Брагой, Н. Васильев и др.